Неомодернизм современного искусства

"Мона Лиза с базукой" Бэнкси
Теоретики искусства утверждают, что эпоха постмодернизма, царящая ныне, исчерпала себя ещё до 1970-х годов, когда весь мир буквально "колбасило" от обилия талантливых и, главное, новаторских работ, озаривших послевоенную реальность нашего мира.
И здесь можно называть сотни работ и их авторов, преобразивших нашу реальность и показавших новые пути для мышления и развития умов. Это и филологи-фантасты, как-то Клайв Стейплз Льюис (семикнижие "Хроники Нарнии", 1950-55), Джон Рональд Руэл Толкиен (трилогия "Властелин колец", 1954-55), их литературный коллега, "певец юности и максималистского поиска" Джером Дэвид Сэлинджер ("Над пропастью во ржи", 1951), новый театральный бог (если забыть о классических и рубежных театральных постановках Бернарда Шоу, Оскара Уайльда или Кнута Гамсуна) - Сэмюэл Беккет ("В ожидании Годо", 1949). Эти авторы стали постмодернистами лишь потому, что отказались от наработок модернизма и в единстве всех эпох истории искусства попытались найти некое единство, особую гармонию, позволяющую одновременно и говорить о проблемах, и намекать на них, не говоря ничего конкретного.
Да, бесспорно, до конца 70-х годов прошлого века были изложены и зафиксированы, раскритикованы и воспеты все эстетические и философские подходы эпохи после модерна. Но ведь плеяда талантливых писателей, художников, композиторов не исчисляется теми, кто успел создать свои шедевры до 1980-го года. Ведь был (и до сих пор есть) огромный пласт творческого наследия и эстетических наработок, новшеств и открытий таких гениев мирового искусства, как Эндрю Ллойд Вебер или Томас Стоппард, произведения которых пользуются особым спросом и поныне, вызывая восхищение и восторженные аплодисменты. А ведь кроме них есть творческое наследие Грэма Грина, Курта Воннегута, Джона Фаулза, Харпер Ли, Габриэля Гарсии Маркес, Хорхе Луиса Борхеса. А после их шедевров были написаны принципиально важные работы современности - "История мира в 10 ½ главах" Джулиана Барнса (1989) и "Парфюмер" Патрика Зюскинда (1985), "Имя Розы" Умберто Эко (1980), которые можно перечитывать постоянно, не сумев постичь и десятой части той глубины символических пластов, заложенных авторами этих новаторских произведений, интригующих формой, сюжетом, манерой исполнения.
Пожалуй, в данной ситуации, если учесть мнение теоретиков искусства о том, что постмодернизм себя уже исчерпал, то все новые тенденции в мире искусства, а особенно в современном мире информации, стоит причислить к новому течению мира искусства. Назвать его можно пост-постмодерном, либо нео-постмодернизмом, либо нео-модернизмом, в зависимости от того какие явления считать преемственными. Учитывая тот факт, что двадцать первый век принёс нам новые технологии и новые тенденции практически везде, и что эта хаотично гармоничная карусель похожа на стремительное развитие искусства в начале двадцатого века, я бы назвал нашу эпоху неомодернизмом.
Судите сами, с одной стороны практически все искусства использовали все доступные и возможные сюжеты других искусств, в то же время череда новшеств и непрекращающейся погони за усовершенствованиями и изобретениями приводит к тому, что старые сюжеты могут интересовать лишь в том случае, если они особо дороги сердцу человечества, как-то вечные любовные истории о Ромео и Джульетте, Джейн Эйр или Тристане и Изольде. Но, в целом, новые технологии требуют отказа от старого и поиска нового, что и приводит к новым тенденциям и явлениям в искусстве, рождая новую современность, новый модерн. Согласитесь, что современные мультимедийные инсталляции в ведущих музеях нашего мира вряд ли можно сопоставить с революционными в своё время работами Энди Уорхолла или Поллока. Также как современная музыка коммерциализирована до степени, о которой мюзиклы  Уэббера даже не "мечтали".

Кто-то может парировать, что современное искусство - это всего лишь вырождающийся постмодернизм, потерявший какую-либо философию и эстетическую ценность. Но ведь наш мир меняется в степени и скорости, о которой ни одна из предыдущих эпох даже не мечтала! Мы живёт в эру компьютерных программ, постоянно совершенствующихся технологий и интернет-зависимости. Люди просто мыслят по-другому, их философия и эстетика закладываются социальными сетями, технологическим стрессом, катастрофической скоростью движения. Поколение художников двадцать первого века мыслит иначе, в центре их внимания иное, нечто новое и пока ещё трудно объяснимое, но смысл этого кардинально нового поиска заключается в том, что художники, творцы, писатели жизни уже не такие как двадцать лет назад. Пришло новое тысячелетие, привело за собой новые таланты и новые работы, будоражащие умы филистеров и гениев, и ознаменовало рождение новой эпохи. И пусть сейчас сложно дать чёткую характеристику творческой программе неомодернистов, но факт остаётся фактом - история искусства последние 10-20 лет находится на своём новом витке, оставив достижения предыдущих эпох позади, предоставив в пользование лишь сюжеты, интересные современному гаджетизированному человеку.