Неомодернизм современного искусства
"Мона Лиза с базукой" Бэнкси |
И здесь можно называть
сотни работ и их авторов, преобразивших нашу реальность и показавших новые пути
для мышления и развития умов. Это и филологи-фантасты, как-то Клайв Стейплз
Льюис (семикнижие "Хроники Нарнии", 1950-55), Джон Рональд Руэл
Толкиен (трилогия "Властелин колец", 1954-55), их литературный
коллега, "певец юности и максималистского поиска" Джером Дэвид
Сэлинджер ("Над пропастью во ржи", 1951), новый театральный бог (если
забыть о классических и рубежных театральных постановках Бернарда Шоу, Оскара
Уайльда или Кнута Гамсуна) - Сэмюэл Беккет ("В ожидании Годо", 1949).
Эти авторы стали постмодернистами лишь потому, что отказались от наработок
модернизма и в единстве всех эпох истории искусства попытались найти некое
единство, особую гармонию, позволяющую одновременно и говорить о проблемах, и
намекать на них, не говоря ничего конкретного.
Да, бесспорно, до конца
70-х годов прошлого века были изложены и зафиксированы, раскритикованы и воспеты
все эстетические и философские подходы эпохи после модерна. Но ведь плеяда
талантливых писателей, художников, композиторов не исчисляется теми, кто успел
создать свои шедевры до 1980-го года. Ведь был (и до сих пор есть) огромный
пласт творческого наследия и эстетических наработок, новшеств и открытий таких
гениев мирового искусства, как Эндрю Ллойд Вебер или Томас Стоппард,
произведения которых пользуются особым спросом и поныне, вызывая восхищение и
восторженные аплодисменты. А ведь кроме них есть творческое наследие Грэма
Грина, Курта Воннегута, Джона Фаулза, Харпер Ли, Габриэля Гарсии Маркес, Хорхе
Луиса Борхеса. А после их шедевров были написаны принципиально важные работы
современности - "История мира в 10 ½ главах" Джулиана Барнса (1989) и
"Парфюмер" Патрика Зюскинда (1985), "Имя Розы" Умберто Эко
(1980), которые можно перечитывать постоянно, не сумев постичь и десятой части
той глубины символических пластов, заложенных авторами этих новаторских
произведений, интригующих формой, сюжетом, манерой исполнения.
Пожалуй, в данной
ситуации, если учесть мнение теоретиков искусства о том, что постмодернизм себя
уже исчерпал, то все новые тенденции в мире искусства, а особенно в современном
мире информации, стоит причислить к новому течению мира искусства. Назвать его
можно пост-постмодерном, либо нео-постмодернизмом, либо нео-модернизмом, в
зависимости от того какие явления считать преемственными. Учитывая тот факт,
что двадцать первый век принёс нам новые технологии и новые тенденции
практически везде, и что эта хаотично гармоничная карусель похожа на
стремительное развитие искусства в начале двадцатого века, я бы назвал нашу
эпоху неомодернизмом.
Судите сами, с одной
стороны практически все искусства использовали все доступные и возможные сюжеты
других искусств, в то же время череда новшеств и непрекращающейся погони за
усовершенствованиями и изобретениями приводит к тому, что старые сюжеты могут
интересовать лишь в том случае, если они особо дороги сердцу человечества,
как-то вечные любовные истории о Ромео и Джульетте, Джейн Эйр или Тристане и
Изольде. Но, в целом, новые технологии требуют отказа от старого и поиска
нового, что и приводит к новым тенденциям и явлениям в искусстве, рождая новую
современность, новый модерн. Согласитесь, что современные мультимедийные
инсталляции в ведущих музеях нашего мира вряд ли можно сопоставить с
революционными в своё время работами Энди Уорхолла или Поллока. Также как
современная музыка коммерциализирована до степени, о которой мюзиклы Уэббера даже не "мечтали".
Кто-то может парировать,
что современное искусство - это всего лишь вырождающийся постмодернизм,
потерявший какую-либо философию и эстетическую ценность. Но ведь наш мир
меняется в степени и скорости, о которой ни одна из предыдущих эпох даже не
мечтала! Мы живёт в эру компьютерных программ, постоянно совершенствующихся
технологий и интернет-зависимости. Люди просто мыслят по-другому, их философия
и эстетика закладываются социальными сетями, технологическим стрессом,
катастрофической скоростью движения. Поколение художников двадцать первого века
мыслит иначе, в центре их внимания иное, нечто новое и пока ещё трудно
объяснимое, но смысл этого кардинально нового поиска заключается в том, что
художники, творцы, писатели жизни уже не такие как двадцать лет назад. Пришло новое
тысячелетие, привело за собой новые таланты и новые работы, будоражащие умы
филистеров и гениев, и ознаменовало рождение новой эпохи. И пусть сейчас сложно
дать чёткую характеристику творческой программе неомодернистов, но факт
остаётся фактом - история искусства последние 10-20 лет находится на своём
новом витке, оставив достижения предыдущих эпох позади, предоставив в
пользование лишь сюжеты, интересные современному гаджетизированному человеку.