Искусство, зеркала и божественное
Я уже размещал своё эссе об искусстве, опубликованное в Канаде на английском языке. Теперь же предлагаю вашему вниманию русский вариант этого текста.
Выдающийся
писатель, педагог и религиозный философ Невилл Годдард (1905-1972) начал своё
эссе 1969 года "Художник - это Бог" следующей фразой: "Бог - это
великий художник, и нет искусства более приятного, нежели то, которое ищет
совершенства в процессе собственного созидания".
Эпоха
постмодернизма в ХХ веке пропагандирует эту мысль обширно: каждый художник -
немножечко бог. Эту мысль пропагандируют среди художников, да и каждый ценитель
искусства, казалось бы, поддерживает эту идею сполна. Кто как не посланник бога
способен принести в наш мир такое количество произведений искусства, простых и
сложных одновременно, интригующих, провокативных и увлекательных, жутких и
великолепных? Художники-созидатели изображают всё, что им вздумается - плохое
или хорошее, зло или добро - и в неограниченном количестве доступных тем и сюжетов
они становятся настоящими божествами, друидами божественного в искусствах.
Мир
искусства гораздо сложнее, чем мир, в котором мы живём. С одной стороны,
искусство является неотъемлемой частью человеческого существа - будь это
покупка шедевра стоимостью в несколько десятков миллионов долларов или
повседневное искусство приготовления вкусной пищи, искусство общения, любви,
жизни. С другой стороны, искусство стало зеркалом, отражающим реалии нашего
мироздания. У этих зеркал различные формы - звуки музыки, художественные
краски, слова, движения в танце и т.д.
Следуя
словам принца парадоксов Оскара Уайльда (1854-1900), что искусство отражает
именно зрителя, а не жизнь, можно сделать вывод, что жизнь создаётся людьми, в
то время как создание музыкального произведения, рисование картины, написание
романа, которые соразмерны внутренним мирам зрителей-читателей-слушателей - значит
стать истинным богом искусства. Каждый мазок кисти, каждая метафора, каждый
звук музыкального инструмента, способные вызвать у людей желание думать,
анализировать и оценивать произведение того или иного
художника-писателя-артиста и уравнивает созидателя с богом или любым
божественным существом, создающим наш мир в деталях. Следовательно, художник
сам становится подобием зеркала, в котором каждый может найти своё толкование и
позицию относительно вселенной, спроецированной посредством субъективных
авторских призм и авторских раздумий. Как результат, каждая мысль зрителя
очищается дважды и рождается два раза - посредством художественных инструментов
автора, задействованных для создания художественного произведения, и при
прохождении через собственную художественную призму восприятия зрителя,
созданную на основе жизненных взглядов, образования, собственных философских
взглядов и многих других факторов.
Исходя
из этого, некоторые созерцатели способны самостоятельно воссоздать божественную
историю "Моны Лизы" Леонардо да Винчи (1503-1517), изобрести
собственные техники, тогда как для остальных зрителей это полотно может просто
оставаться шедевром столь далёкой эпохи Возрождения лишь потому, что так
считают другие люди и известные авторитеты в мире искусства. Искусство
божественного очень личное и напрямую зависит от зрителей. Из-за этого почти
все успешные художники современности уделяют огромное внимание работе со своими
зрителями, часто даже в ущерб самим художественным произведениям, которые они
создают. Убедить небольшую группу людей значит убедить большинство. Истинные
боги нуждаются в плодородной почве для своих семян искусства, поскольку мир и жизнь
являются зеркалами, отражающими любое искусство. Ведь не так много людей
осмелится сделать свои собственные выводы, которые в добавок будут
противоречить официальной позиции в нашем мире. И поэтому "Давид"
Микеланджело (1501-1504) будет оставаться величайшей рукотворной статуей,
"Мона Лиза" да Винчи - самой
загадочной картиной, хотя всё же найдутся те, кто будет утверждать, что статуи
Антонио Кановы, Бертеля Торвальдсена и Огюста Родена и реалистичные картины Вильяма-Адольфа Бугро гораздо интереснее и ценнее
с художественной точки зрения.
В
1889 году в эссе "Закат лжи" Оскар Уайльд предложил идею
анти-мимесиса, то есть, то, что человек находит в жизни, нашем мире, красоте
природы - это не то, что там есть на самом деле. Мы воспринимаем вещи так, как
нас учили поколения композиторов, писателей, поэтов и художников, и видим в них
лишь то, чему мы научены, и, естественно, нас научили этим восхищаться.
Божественное искусство даёт зрителю важные интерпретации, жизненные инструкции,
и мы все начинаем слепо следовать им. Зритель привык, что ангелы должны быть
миловидными и круглолицыми малышами с белыми крыльями, штормы и обломки суден
должны вызывать больше эмоций, чем обычный великолепный закат на пляже. Жизнь
подражает Искусству больше, чем Искусство подражает Жизни - утверждает Уайльд в
своём эссе и он абсолютно прав. Художники наделены божественным правом
приоткрывать вещи, о которых никто ранее и не задумывался, как, например,
посвящение поэтического произведения мёртвому животному (например, "Каркас"
Шарля Бодлера, 1857). И это вовсе не подражание жизни, а особое видение поэта,
который открывает новые горизонты и создаёт новые поэтические миры. Поскольку
зрителю предлагают новую версию вселенной, восприятие меняется. Какой-нибудь
другой энтузиаст подхватит новую идею восторга от зрелища трупов животных и
будет развивать её в собственных произведениях, а зритель уже никогда не сможет
видеть мёртвое тело лошади так, как было раньше. Таким образом, повседневная
жизнь подвергается художественному влиянию и начинает подражать посланию
автора, становится художественным зеркалом своей эпохи.