Интермедиальные доминанты: от Античности к современности
Исагулов Н.В. Интермедиальные доминанты: от Античности к современности / Н.В.Исагулов // Античность - Современность (вопросы филологии). Сборник научных работ. - Вып. 5. - Донецк: ДонНУ, 2017. - С. 172-184.
АННОТАЦИЯ
В данной
статье проанализированы основные интермедиальные тенденции в истории мирового
искусства и литературы от эпохи Античности до постмодерна, понимание которых
важно при использовании герменевтического метода и техники close reading в ходе
анализа литературных произведений с синтетическими элементами. Сравнительно-исторический
подход с использованием элементов культурно-исторического метода позволил
сделать вывод о том, что каждая из эпох стремилась объединить все виды
искусства вокруг определённых синкретических доминант (Античность – скульптура и
театр, Средневековье – зодчество, Ренессанс – живопись, Просвещение – театр,
романтизм – музыка, реализм – литература, рубеж веков и модернизм – живопись и поэзия,
постмодернизм – литература). На начальных этапах становления синкретическими доминантами
становились «механические/технические» искусства (живопись, скульптура и
зодчество), в то время как с XVII века - «мусические» – литература, музыка и
театр.
Ключевые
слова: интермедиальность,
синтез искусств, синкретизм, медиум-доминанта, интегральный медиум,
синкретическая доминанта.
В
различные периоды развития западноевропейского искусства появлялись и
устанавливались различные типы интермедиальности, доминировали те или иные
медиумы (интегральные компоненты, формирующие основу каждого вида искусства:
звук, слово, цвет, элемент движения и т.д.). Невозможно точно установить, когда
возникла интермедиальность как осознанное желание вернуть утраченный синтез
искусств Античности, однако неоспоримым остаётся тот факт, что в качестве одного
из эстетических предвестников интермедиальности в античную эпоху
распространение получил экфрасис (как попытка одного медиума в искусстве
описать форму и содержание другого медиума). А с появлением первых экфрасисов в
«Илиаде» Гомера (например, живописный фрагмент-описание щита Ахилла) интермедиальность
как явление уже имела место (хотя теоретически и не отрефлектированное).
Искусство
Античности, выйдя из лона мифологии, не сумело сохранить изначальную
целостность и в итоге распалось на несколько художественных течений и
направлений: словесное (эпос, лирика и драма, ораторское искусство),
декоративно-прикладное искусство (мозаика, фрески, резьба по камню, вазопись и
др.), театр, музыку, скульптуру и зодчество. Согласно М.С. Кагану и
А.Ф. Лосеву, разъединительный процесс в искусстве подтверждается и
последующей «специализацией» муз (так, в древнегреческой мифологии изначально
была одна богиня по имени Муза, затем, на определённом этапе становления, – уже
три, а в её классической форме – девять) [3, с. 11-12]. Но вместе с разъединительной
тенденцией органически существовала и противоположная – объединительная, и в
этом заключается диалектика развития искусства в целом.
В
эпоху Античности роль интегрального медиума могла взять литература, поскольку
три её рода (эпос, лирика и драма) вместе с искусством танца (орхестрика)
составляли золотой квартет «мусических»
искусств – то есть собственно искусств, с точки зрения древности, в оппозиции к
которым пребывали «технические»
искусства-ремёсла (живопись, скульптура, зодчество и др.), которые, согласно
М.С. Кагану, искусствами у тогдашних современников не считались [3, с. 188-189].
Синтез
литературы и музыки – яркий пример объединительно-разъединительных процессов в
истории синтеза искусств и, пожалуй, самый первый подобный процесс. Как
утверждает А.Е. Махов, музыка и слово, обретя
свои «автономные миры», оказались по разные стороны баррикад, что, однако, не
мешало музыке в те или иные моменты своей истории стремиться стать словом, а
слову – желать обрести себя в музыке [5, с. 11]. Освободившись от единства
с поэзией, музыка создала себя по аналогии с ней – устройство музыкального
произведения во многом сходно с устройством литературного, а в более поздние
эпохи некоторые литературные тексты были выстроены по законам музыки, образуя
нечто вроде литературных симфоний и т.п. [5, с. 37].
Что
касается синтеза поэзии и живописи, то объединительно-разъединительные
отношения между этими искусствами были подмечены и озвучены ещё Симонидом в V
в. до н. э. Как философы Античности, так и представители более поздних
эпох зачастую пользовались в своих определениях одного из искусств понятиями
другого: живопись – немая поэзия, поэзия – слепая/говорящая живопись [1,
с. 6]. Несмотря на эстетические дискуссии, возникшие уже в эпоху
Античности, художники и литераторы проявляли единство в понимании образной
природы живописи и поэзии, именно поэтому категория литературного образа и ныне
остаётся одной из самых устойчивых.
Именно
ввиду вышеназванных видовых противоречий между литературой и другими
искусствами медиумом-доминантой в искусстве Древней Греции стала скульптура – в
ней передавались все эстетические воззрения эпохи. В период греческой классики
немаловажную роль сыграл театр, сам по себе синтетичный вид искусства. Объединив
в себе различные литературные формы, театр стал de-facto
интегральным медиумом эпохи, связав другие искусства и послужив идеологическим
целям государств-городов.
Достижением
эпохи Античности стало то, что возникли и были зафиксированы в литературных
формах практически все базовые сюжеты, которые
впоследствии стали основой для различных типов интермедиальности в мировом
искусстве: осада/защита города и гибель главного героя – Троянская война и судьба
Ахиллеса; возвращение домой – странствия Одиссея; поиск артефакта – путешествие
Ясона и аргонавтов; переход между мирами – спуск в царство Аида;
самоубийство/самопожертвование во благо – история Прометея, Геракла и многие
другие.
Нормативное
искусство Средневековья в противовес синкретичному искусству Античности характеризуется
с позиции интермедиальности двумя периодами: синтез искусств (унисон искусств – романское искусство) и
их разъединение (многоголосье искусств
– готическое искусство).
Интермедиальный
синтез Средневековья оказался возможным благодаря появлению и распространению
христианства как официальной религии многих государств, а также благодаря
зафиксированным на бумаге Книгам Священного Писания (Старый и Новый Завет).
Отличительной
чертой средневековой культуры стало то, что роль медиума-доминанты взяло на
себя зодчество, но не просто городская архитектура, а возведение сакральных для
христиан сооружений – церквей, соборов, храмов, базилик. Тем не менее
средневековые схоласты ценили в наибольшей степени музыку (как стремление к
вечной гармонии), поставив её на пьедестал вместе с литературой-поэзией (средневековые
богословы-теоретики разделяли искусства на «свободные», словесно-музыкальные – музыка,
литература – и прочие «механические») [3, с. 13].
В
рамках христианской веры были объединены все классические искусства: зодчество
(создание романских и готических храмов и капелл), живопись (витражи, росписи стен,
алтарная живопись), скульптура (изображение святых, священнослужителей,
донаторов и меценатов церкви), музыка (гимны и псалмы, органная музыка),
литература (священные тексты и их толкования) и другие. Все они были направлены
на достижение одной цели – возвеличение церкви, усиление её мощи и
сосредоточение жизни прихожан в храме, где абсолютно всё восхваляло бога в той
или иной артистической форме [2, с. 10].
Кроме
того, исследователи литературы и писатели не могли обойти стороной проблему
структурированности литературного произведения. Текст, как и любое здание,
имеет свою раму, основу, которую застраивают определённые «кирпичики» слов,
фраз и художественных образов, что вызвало дискуссии о средневековом синтезе
литературы и архитектуры, рождении так называемой «Библии в камне».
В
Средние века нашла продолжение и античная идея о «музыке человека». Музыка
стала аллегорией внутреннего мира человека, а позже, в эпоху романтизма,
внутренний мир человека стал пониматься как музыкальный процесс – музыка стала
главной категорией субъективности, а литература как попытка выразить «душу»
уходила на второй план [5, с. 26-27]. В Средневековье также зародилась
идея о музыке как всеобщем принципе искусства в целом. И в системе семи
свободных искусств музыка, согласно А.Е. Махову, действительно заняла
высшее положение [5, с. 27-28].
Интегральной
доминантой Возрождения стала живопись, которая сумела подчинить собственным
законам архитектуру, скульптуру и словесный текст. Специфической чертой
эстетической мысли эпохи стала фрагментарность, схожая по своей сути с
аналогичным эстетическим принципом романтизма. Через часть (фрагмент) пытались
передать литературное, музыкальное или живописное художественное целое. К
подобному восприятию фрагмента как смыслонесущего артефакта подтолкнули
многочисленные археологические находки времён Античности. Фрагмент воспринимался
теперь не как бесформенный «кусок» или «обломок», а органичная часть ныне разрушенного,
но некогда идеального и целостного художественного творения.
Согласно
утверждению Е.В. Завадской, «каждая эпоха выбирает себе в прошлом, иногда
осознанно, иногда стихийно, близкие ей по духу традиции, служащие коррелятом её
опыта» [2, с. 58]. В эпоху Ренессанса попытка обрести утраченную
синкретичность основывалась на осознанном
поиске вдохновения в предшествующих исторических эпохах, стремлении к
подражанию – при этом, благодаря археологическим находкам, был проявлен
небывалый до тех пор интерес к искусству Античности. Согласно
Л.Д. Любимову, творцы эпохи Возрождения «чтили христианских святых и
восхищались красотой античных богов», а «христианское вероучение подчас
воспринималось как новая мифология»,
что позволяло им прославлять своим искусством как Аполлона, так и Христа [4,
с. 124].
Художественный
XVII век отмечен соперничеством, а иногда и параллельным развитием четырёх
художественных направлений: маньеризма, барокко, рококо и классицизма, каждое
из которых опиралось на собственную эстетическую концепцию. Первые три
направления воспринимали искусство кризисно и избрали, соответственно, своими медиумами-доминантами
живопись, зодчество и ландшафтную архитектуру.
Маньеризм
как переходная эпоха от Возрождения к барокко важен своей попыткой воскресить
литературно-художественные традиции пасторальных жанров Античности. Эта эпоха также
представила миру искусства «пьесу для
чтения» (Lesedrama)
Джона Мильтона («Самсон-борец», 1671), охарактеризованную М.С. Каганом в
качестве первой синтетичной литературной формы современности, в дальнейшем
полюбившейся и популяризованной поэтами-романтиками [3, с. 219]. Эпоха
барокко примечательна возникновением природно-антропогенного синтеза, а также
таких синтетических словесно-музыкальных жанров, как опера и оратория,
музыкальная драма, которые сумели объединить музыкальный академизм, театр и
литературу. Весьма любопытен также возникший в это время жанр коротких звукоизобразительных пьес (например,
«Курица» Жана Филиппа Рамо, 1706, «Маленькие ветряные мельницы» Франсуа
Куперена, 1713). Рокайльными достижениями можно назвать возрождение на светской
основе античной пасторальной традиции с присущей ей эротической компонентой,
что во многом способствовало дальнейшей реабилитации любовного чувства и
сопряжённой с ним душевной утончённости (наиболее полно они были реализованы в
сентиментализме и романтизме). Классицизм же стал эпохой нормативного
искусства, отдав пальму первенства театру и предприняв серьёзную попытку
воссоздать синкретическое искусство Античности.
В
эпоху романтизма синкретические идеи восприятия искусства в наибольшей степени
распространились в Германии, где превалировал кризисный, критический поиск
художественного синтеза. С точки зрения романтиков, которые стремились к
универсализму, объединяющую роль среди всех медиумов могла взять на себя только музыка, хотя, фактически, значимые синтетические
жанры эпохи формировались лишь в литературе и музыке (в частности музыкальные
драмы Рихарда Вагнера на основе литературных эпосов Средневековья).
Согласно
утверждению М.С. Кагана, романтики возвели в основу жизни и искусства
творческую активность, которая призвана преображать и творить мир, что
позволило, например, Гегелю и Шеллингу сформулировать и обосновать новый
интермедиальный ряд архитектура/скульптура
– живопись – музыка – поэзия, который в определённой мере отображал
интермедиальный поиск в истории искусства: Античности и Средневековью
соответствовали архитектура и скульптура, поскольку именно тогда эти медиумы
стали интегральными, живопись соответствовала эпохе Возрождения, музыка – романтизму,
поэзия – постромантизму/реализму/модернизму/постмодернизму) [3, с. 66].
Романтики
акцентировали внимание и на комплексном восприятии любого поэтического образа,
поскольку его составляющими являются «зрение, живописное наблюдение,
пластический образ, внутренний человек» [6, с. 238]. Соответственно любое
живописное произведение мыслилось ими как некий фрагмент, сродни сценической
мизансцене или литературной кульминации, как, например, это виделось
современникам в творчестве И.Г. Фюссли: «Картина Фюссли – это сцена, и зритель должен вживаться в действие
происходящей на сцене драмы» [6, с. 242].
Особый
интерес представляет факт выделения романтиками кроме традиционных
неизобразительных/технических и изобразительных/мусических искусств и третьей
категории – смешанных или сложных
искусств: 1) синтез архитектуры и изобразительных искусств;
2) музыкально-хореографическое и музыкально-драматическое искусство;
3) театральное искусство; 4) музыкально-поэтический синтез;
5) художественно-поэтический синтез и др. [3, с. 94].
Реализм,
как эпоха нормативного искусства, примечателен тем, что роль медиума-доминанты окончательно закрепилась за литературой, которая в ХІХ веке
стала общедоступной. Восприятие интермедиальности в эстетике реализма
сформировано в творческой концепции Ромена Роллана (представителя «поздней»
реалистической традиции), которую он заимствует из философии досократиков и
античного театра: «Границы отдельных
искусств отнюдь не столь абсолютны, как это полагают теоретики, искусства
ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение
и завершение в другом» [цит. по: 8, с. 252].
Рубеж
ХІХ и ХХ веков характеризуется обострённо-кризисным восприятием синтеза
искусств. На первый план выходят два искусства: «мусическое» – литература и «техническое»
– живопись. Особое значение приобретают новые искусства – фотография (1839) и
кинематограф (1878), которые на первых порах способствовали утверждению
принципа натурализма. Получив широкое распространение, особая фотографическая образность
оказала глубокое воздействие на систему художественного творчества в целом,
привела к рождению новых жанров и стилей, способствовала развитию
документализма в искусстве. В свою очередь киноискусство можно рассматривать
как синтез литературы и фотографии, который позаимствовал у литературы сюжеты,
фабулы, систему мотивов и литературную символику, названия, перенял многие иные
структурные основы искусства слова.
Искусство
модернизма, будучи периодом поиска нового синтеза, избрало своими ведущими синкретическими
доминантами живопись и литературу. Получила распространение коллажная и бриколажная
техника футуристов, где автор передаёт эмоции и концептуальный посыл путём
хаотичного соединения разнородных материалов различной художественной ценности:
отрывков газет, фотографий, предметов искусства, нот и др. В литературе это
проявилось в осознанном введении авторами узнаваемых цитат из других
произведений. В модернизме ХХ века нашёл свою реализацию древний жанр
каллиграммы, который стал синтетичным (например, сборник «Каллиграммы»
Г. Аполлинера следует воспринимать как синтез поэтического слова и
причудливо-живописного начертания строк). В русле этой же техники
коллажирования (по факту причудливого соединения) можно отметить и возникновение
«звуковых» стихотворений, которые появились в результате экспериментов
дадаистов и футуристов с поэтическим словом. Интермедиальность новейшего
времени проявляется и в синтезе театра и кино, а также в мультипликации. В коллективном
сборнике «Проблемы синтеза в художественной культуре» даже присутствует утверждение,
что многие модернистские драмы (например, пьеса Метерлинка «Синяя птица», 1908)
писались под влиянием кинематографического искусства – так же, как и многие
другие литературные произведения первой трети ХХ века [7, с. 105]. В ХХ
веке практика создания мультипликационных и художественных фильмов на основе
известных театральных пьес и постановок и вовсе стала распространённой.
Кроме
того, модернисты утверждали, что шедевры многих художников, в частности Ван
Гога, не имели бы места, если бы не их умение видеть живопись «литературно», а
литературу – «живописно». Более того, некоторые
писатели-модернисты сопровождали свои произведения собственноручно выполненными
«иллюстрациями», которые становились либо органичными частями произведения
(например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, 1943), либо замещали
алфавитный текст идеографическими композициями, визуально имитирующими
пространство текста или проникающими в него (например, работы Анри Мишо).
Эпоха
модерна кроме прочего позволила окончательно закрепиться в искусстве таким
синтетическим формам, как фотография, кинематограф, мультипликация, анимация и
комиксы, мюзикл и музыкальные фильмы, цветомузыкальный синтез и кинетическое
искусство.
Постмодернисты,
в свою очередь, попытались поставить своеобразную точку в многовековых поисках
единого интегрального медиума. Прежде всего они обосновали
историко-культурологическую необходимость некоторых синтезов – таких, как, например, проза-поэзия-музыка,
живопись-декор-архитектоника, театр-пантомима-танец и др. [3,
с. 292, 303, 313]. Во-вторых, они избрали литературу (как наиболее целостное
проявление Текста и Слова) в качестве интегрального медиума, выражающего и
характеризующего другие виды искусства. Также возникло понимание механизмов
синтеза и осознание параллельности связей между искусствами в горизонтальных (синхронических) пластах, а также
в вертикальном интертекстуальном полотне, создаваемом за счёт аллюзий, цитат,
реминисценций и т.п.
Исходя
из всего вышеизложенного, мы пришли к выводу, что интермедиальность является
более сложным и комплексным явлением культуры, нежели античный синкретизм
искусств. Будучи «лакмусовыми маркерами» эпох, а также основных художественных
тенденций и связей между различными искусствами в рамках одного
культурно-исторического отрезка, интермедиальные доминанты, словно ключи, позволяют
вскрыть код авторского послания в тех случаях, когда имеет место синтез или
диалог искусств в любом из его возможных проявлений (ввиду вовлечения
дополнительных культурных и художественных пластов, не «озвученных» в
произведении напрямую). Следовательно, понимание и анализ художественных
произведений в контексте интегральных медиумов-доминант эпохи становится
значимой частью комплексных литературоведческих и культурологических
исследований в начале ХХI
века.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Вартанов, А.С. О соотношении литературы и искусства / А.С. Вартанов
// Литература и живопись / ред. А.Н. Иезуитов. – Ленинград: Наука,
Ленинградское отделение, 1982. – С. 5-30.
2. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов
/ руководит. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – Москва: ВЛАДОС, 1996.
– 336 с.
3.
Каган, М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование
внутреннего строения мира искусств: монография, части І, ІІ, ІІІ /
М.С. Каган. – Ленинград: Изд-во «Искусство», Ленинградское отделение,
1972. – 440 с.
4.
Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в
Италии: книга для чтения / Лев Любимов. – Москва: Просвещение, 1976. – 319 с.
5.
Махов, А.Е. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике:
монография / А.Е. Махов. – Москва: Intrada, 2005. – 224 с.
6.
Михайлов, А.В. О художественных метаморфозах в немецкой культуре XIX века
/ А.В. Михайлов // Литература и живопись / ред. А.Н. Иезуитов. –
Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1982. – С. 227-251.
7.
Проблемы синтеза в художественной культуре / ред. А.В. Прохоров,
Б.В. Раушенбах, Ф.С. Хитрук. – Москва: Наука, 1985. – 288 с.
8.
Тахо-Годи, М.А. Литература и живопись в романе Р. Роллана
«Жан-Кристоф» / М.А. Тахо-Годи // Литература и живопись / ред.
А.Н. Иезуитов. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1982. – С.
252-267.