Проблема интермедиальности в искусстве: выводы

--

Интермедиальность как явление в искусстве является неотъемлемой составляющей культурного процесса и метаязыка культуры. Понимание интермедиальных процессов и связей важно и необходимо для глубокого проникновения в суть мирового творческого процесса.
Истоки интермедиальности, так же как и основные интермедиальные сюжеты берут своё начало в истории культур древнейших цивилизаций мира – Междуречье, Египет, Палестина.
Преемницей интермедиальных связей и основным источником интермедий для европейского культурного пространства стало искусство античного мира – Древние Греция и Рим, к искусству которых обращались скульпторы, художники и писатели эпохи Возрождения, классицизма и постмодернизма. Преемником античных интермедий стало Средневековье, которое было уникальным в плане подчинения всех форм и видов искусства одной цели – прославление бога посредством архитектуры храмов, в которых звучала музыка, стояли скульптуры, были расписаны стены и потолки.
Эпоха Ренессанса объединила все до того известные сюжеты и виды искусства, взяв лучшее из Греции, Рима и Средних веков. Многие сюжеты и народные легенды эпохи Возрождения были переработаны дальнейшими поколениями писателей и художников. Последующие направления искусства обращались ко всем предыдущим эпохам, отрицая одно и возобновляя иное, кроме модернизма, который попытался построить абсолютно новую систему в искусстве.
Из интермедиальных связей изначально сформировалась устойчивая связь и взаимодействие между литературой и музыкой, мифологией и скульптурой, мифологией и живописью. В дальнейшем в искусстве сформировались или закрепились новые интермедии: театр-живопись- музыка, живопись-поэзия, музыка-поэзия, танец-музыка, архитектура- музыка.
Каждая из эпох, после того как искусство отделилось от мифологии в период до Античности, стремилась вновь объединить все виды искусства. В результате этого синкретической доминантой в Античности стала скульптура, а затем театр. В средневековой Европе интермедиальным флагманом было зодчество, в Ренессансе – живопись. В эпоху Просвещения ключевую роль сыграл театр, романтизм стремился к синтезу всех искусств на основе музыки. Для искусства реализма существенную объединяющую роль сыграла литература, модернизм начинался с живописи и наибольшей интермедиальности достиг в поэзии, а постмодернизм, видя весь мир как единый культурный текст, короновал литературу.
На начальных этапах своего развития доминантами становились т.н. "механические / технические" искусства (живопись, скульптура и зодчество), в то время как с XVII века синкретическими доминантами становятся т.н. "мусические" искусства (литература, музыка, театр).
Постмодерн ввёл такие понятия как цитатное искусство и интертекстуальность, в рамках которой была выделено три типа интермедиальности: конвенциональная ("перекодирование"), нормативная (различные тексты на один сюжет), референциальная (осознанная перекличка с другими текстами, обдуманное цитирование).
Если проследить развитие интермедиальных отношений в искусстве по эпохам, то в Античности, где доминировала Греция, все три вида прочно закрепились, с триумфом же Рима референциальные интермедии стали доминировать. Во французском Средневековье наибольшее распространение получила конвенциональная интермедиальность на основе зодчества. Итальянский Ренессанс, как, собственно и Античность, воспользовался всеми видами интермедий, отдав предпочтение референциальной интермедиальности. Просвещение избрало путь референциальных и нормативных интермедий. Эпоха романтизма, искавшего синтез искусства, насыщена всеми видами интермедий. Реализм культивировал элементы конвенциональной интермедиальности, как и все предмодернистские течения в искусстве Англии и континента. Модернизм, хоть и пытался создать новый подход в искусстве и не использовать наработки предыдущих эпох, вслед за периодами Античности, Возрождения и романтизма обратился ко всем видам интермедий. Постмодернизм, в свою очередь, разрабатывал теорию интермедиальности и пополнял её примерами референциальных и нормативных интермедий.


Кроме того в истории искусств имели место определённые виды синтезов, которые в своём развитии трансформировались, обогащая искусство интермедиальными связями. Это синтезы типа музыка- литература, живопись-литература, архитектура-литература, архитектура-музыка, архитектура-живопись, живопись-музыка. В истории искусств зародился и базовый синтез – театр, а на современном этапе развития искусств появились новые синтезы – фотография, кинематограф, мультипликация, анимация, мюзикл, программные мультимедиа и др.




Взято из:
Исагулов Н.В. Поэтика интермедиальности в английском романе начала ХХ века (Э.М.Форстер, "Куда боятся ступить ангелы"; С.Моэм, "Луна и грош") [Магистерская работа Н.В.Исагулов ]. – Донецк, 2011. – С. 34-36.