Проблема интермедиальности в искусстве: выводы
-- |
Интермедиальность
как явление в искусстве является неотъемлемой составляющей культурного процесса
и метаязыка культуры. Понимание интермедиальных процессов и связей важно и
необходимо для глубокого проникновения в суть мирового творческого процесса.
Истоки
интермедиальности, так же как и основные интермедиальные сюжеты берут своё
начало в истории культур древнейших цивилизаций мира – Междуречье, Египет,
Палестина.
Преемницей
интермедиальных связей и основным источником интермедий для европейского
культурного пространства стало искусство античного мира – Древние Греция и Рим,
к искусству которых обращались скульпторы, художники и писатели эпохи
Возрождения, классицизма и постмодернизма. Преемником античных интермедий стало
Средневековье, которое было уникальным в плане подчинения всех форм и видов
искусства одной цели – прославление бога посредством архитектуры храмов, в
которых звучала музыка, стояли скульптуры, были расписаны стены и потолки.
Эпоха
Ренессанса объединила все до того известные сюжеты и виды искусства, взяв
лучшее из Греции, Рима и Средних веков. Многие сюжеты и народные легенды эпохи
Возрождения были переработаны дальнейшими поколениями писателей и художников.
Последующие направления искусства обращались ко всем предыдущим эпохам, отрицая
одно и возобновляя иное, кроме модернизма, который попытался построить
абсолютно новую систему в искусстве.
Из
интермедиальных связей изначально сформировалась устойчивая связь и
взаимодействие между литературой и музыкой, мифологией и скульптурой,
мифологией и живописью. В дальнейшем в искусстве сформировались или закрепились
новые интермедии: театр-живопись- музыка, живопись-поэзия, музыка-поэзия,
танец-музыка, архитектура- музыка.
Каждая
из эпох, после того как искусство отделилось от мифологии в период до
Античности, стремилась вновь объединить все виды искусства. В результате этого
синкретической доминантой в Античности стала скульптура, а затем театр. В
средневековой Европе интермедиальным флагманом было зодчество, в Ренессансе –
живопись. В эпоху Просвещения ключевую роль сыграл театр, романтизм стремился к
синтезу всех искусств на основе музыки. Для искусства реализма существенную
объединяющую роль сыграла литература, модернизм начинался с живописи и
наибольшей интермедиальности достиг в поэзии, а постмодернизм, видя весь мир
как единый культурный текст, короновал литературу.
На
начальных этапах своего развития доминантами становились т.н.
"механические / технические" искусства (живопись, скульптура и
зодчество), в то время как с XVII века синкретическими доминантами становятся
т.н. "мусические" искусства (литература, музыка, театр).
Постмодерн
ввёл такие понятия как цитатное искусство и интертекстуальность, в рамках
которой была выделено три типа интермедиальности: конвенциональная
("перекодирование"), нормативная (различные тексты на один сюжет),
референциальная (осознанная перекличка с другими текстами, обдуманное
цитирование).
Если
проследить развитие интермедиальных отношений в искусстве по эпохам, то в
Античности, где доминировала Греция, все три вида прочно закрепились, с
триумфом же Рима референциальные интермедии стали доминировать. Во французском
Средневековье наибольшее распространение получила конвенциональная
интермедиальность на основе зодчества. Итальянский Ренессанс, как, собственно и
Античность, воспользовался всеми видами интермедий, отдав предпочтение
референциальной интермедиальности. Просвещение избрало путь референциальных и
нормативных интермедий. Эпоха романтизма, искавшего синтез искусства, насыщена
всеми видами интермедий. Реализм культивировал элементы конвенциональной
интермедиальности, как и все предмодернистские течения в искусстве Англии и
континента. Модернизм, хоть и пытался создать новый подход в искусстве и не
использовать наработки предыдущих эпох, вслед за периодами Античности,
Возрождения и романтизма обратился ко всем видам интермедий. Постмодернизм, в
свою очередь, разрабатывал теорию интермедиальности и пополнял её примерами
референциальных и нормативных интермедий.
Кроме
того в истории искусств имели место определённые виды синтезов, которые в своём
развитии трансформировались, обогащая искусство интермедиальными связями. Это
синтезы типа музыка- литература, живопись-литература, архитектура-литература,
архитектура-музыка, архитектура-живопись, живопись-музыка. В истории искусств
зародился и базовый синтез – театр, а на современном этапе развития искусств
появились новые синтезы – фотография, кинематограф, мультипликация, анимация,
мюзикл, программные мультимедиа и др.
Взято из:
Исагулов Н.В. Поэтика интермедиальности в английском романе начала ХХ века (Э.М.Форстер, "Куда боятся ступить ангелы"; С.Моэм, "Луна и грош") [Магистерская работа / Н.В.Исагулов ]. – Донецк, 2011. – С. 34-36.
Ссылки даны по списку литературы (первая запись блога).
Более детально с этой и другой информацией вы можете ознакомиться в моей книге.
См.также:
Интермедиальность как категория английского искусства рубежа веков
Особенности интермедиальных отношений и основные виды синтеза: от античности к модерну
Интермедиальность как предмет научных исследований
Интермедиальность в литературе: к определению понятия
Список литературы (интермедиальность и смежные темы)
Более детально с этой и другой информацией вы можете ознакомиться в моей книге.
См.также:
Интермедиальность как категория английского искусства рубежа веков
Особенности интермедиальных отношений и основные виды синтеза: от античности к модерну
Интермедиальность как предмет научных исследований
Интермедиальность в литературе: к определению понятия
Список литературы (интермедиальность и смежные темы)